Кто такой 3D-дженералист, что делает, сколько зарабатывает, востребованность, поиск работы, обучение и многое другое

Профессия 3D-дженералист


Посмотреть курсы со скидкой до 60%

Все объекты в нашей жизни — трехмерные. Начинать спор о пространствах, их восприятии и происхождении мы не будем, да и не особо хотим. Но что мы точно знаем про трехмерность — это визуальное 3D, которое используется в огромном количестве проектов. О самой универсальной профессии в данной сфере мы и поведаем в нашей статье — о профессии 3D-дженералиста!

Итак, о чем важно знать для знакомства с профессией? В первую очередь: что делает 3D-дженералист и какие преимущества и недостатки профессия имеет. Также немаловажно знать о работе, обязанностях, востребованности и зарплате у 3D-дженералиста.

После такого знакомства с профессией наверняка будет интересно узнать, как стать 3D-дженералистом и обучиться необходимым навыкам. И все это собрано в нашем обзоре, который бережно подготовлен авторами проекта Professii-Online.

Кто такой 3D-дженералист

Generalist в переводе с английского языка — специалист широкого профиля. Перевод отлично передает суть профессии 3D-дженералиста, который разбирается во всех областях работы создания 3D. В большинстве случаев требуется быть широкопрофильным специалистом, который знает направления трехмерной графики на среднем уровне.

Высших навыков во всем от дженералиста не ждут, потому что быть абсолютным профессионалом в каждой из областей 3D крайне сложно.

Кто такой 3d-дженералист

Чтобы отчетливо понимать, кто такой 3D-дженералист, опишем, из каких направлений состоит его работа:

  1. Концепт-художник. Придумывание идеи трехмерного объекта. Создание скетчей, набросков и предварительных моделей в 2D. Дополнительно рекомендуем прочитать обзор профессии концепт-художник.
  2. Моделлер. Создание трехмерных моделей.
  3. Риггер. Связывание модели с анимациями. Создание скелета-конструкции внутри каждого движущегося объекта, благодаря чему определяется его фундаментальная физика.
  4. 3D-аниматор. Создание анимаций по уже готовым моделям. Дополнительно рекомендуем прочитать обзор профессии 3D-аниматор.
  5. Шейдинг-художник. Работа над шейдерами материалов, благодаря чему итоговый результат выглядит реалистично (или в стилистике, которая была задумана).
  6. Текстурный художник. Работа над текстурами, которые являются внешней оболочкой всех визуальных объектов в проекте.
  7. Лайтер. Работа над светом.
  8. VFX-дизайнер. Создание визуальных графических эффектов. Дополнительно рекомендуем прочитать обзор профессии VFX-специалист.

Да, с учетом каждой профессии, кратко расписанной выше, 3D-дженералист в состоянии самостоятельно сделать небольшой проект с нуля до релиза.

Стоит учитывать, что некоторые работодатели могут требовать как большее, так и меньшее количество навыков. Мы перечислили именно те направления, из которых состоит работа 3D-дженералиста в общепринятом понимании.

Плюсы и минусы профессии

Такая объемная и масштабная во всех отношениях работа не может состоять из одних достоинств или недостатков. В ней есть обе стороны медали, и это отлично, ведь идеала не существует.

Плюсы:

  • профессия 3D-generalist противоположна однообразию, ибо помимо разных проектов, специалист занимается разной работой;
  • зачастую дженералисты занимают руководящие должности, так как могут контролировать и проверять весь процесс работы, а также включаться в него, заменять недостающих специалистов;
  • востребованность высокая, ведь помимо работы 3D-дженералиста есть возможность устроиться на другие должности, касающиеся трехмерной графики;
  • высокая заработная плата.

Минусы:

  • обучение 3D-дженералиста проходит нелегко, ибо он должен разбираться в нескольких направлениях;
  • необходимо постоянно развиваться, причем по нескольким профессиям, входящим в 3D;
  • «обкатанного» пути развития 3D-дженералиста нет, потому что профессия молодая.

Совет: попробуйте составить мнение о профессии по типу «привлекательна или нет» на данном этапе. Перечисление достоинств и недостатков как раз и опубликовано с этой целью.

Работа 3D-дженералистом

Профессия 3D-дженералист образовалась недавно. Ниша появилась из-за того, что брать нескольких 3D-специалистов в небольшие проекты было крайне невыгодно. Из-за этого чаще всего дженералист работает над небольшими проектами в команде с несколькими коллегами по цеху или вовсе в одиночку.

Над крупномасштабными проектами работает команда из разных 3D-мастеров (концепт-художник, моделлер, аниматор, лайтер, VFX-дизайнер, риггер и пр.), но даже в них встречается дженералист. В таком случае он контролирует процесс и может вмешаться в него на любой стадии, ибо обладает необходимыми навыками и знаниями в каждой сфере работы 3D.

Чаще всего 3D используется в кинематографе, видеоиграх, анимации и рекламе. Именно от места работы зависит, что должен знать 3D-дженералист. Например, программы, отлично подходящие для игр, не всегда удовлетворяют требованиям кинематографа, и наоборот.

Список опубликованных обязанностей разный в каждой вакансии 3D-дженералиста, но основные навыки везде идентичные.

Навыки и обязанности:

  • подбор референсов для создания 3D-моделей;
  • доработка концепции (идея, эскизы, драматургия);
  • создание 3D-моделей;
  • разработка текстуры для моделей;
  • техническая настройка движения персонажей;
  • создание Hard Surface (твердотельные объекты, которые обычно не поддаются деформации и поэтому выделяются в отдельную категорию);
  • работа над светом и эффектами;
  • создание окружения;
  • работа в программах Houdini, Autodesk Maya, Blender, Photoshop, ZBrush, 3D Max, Cinema 4D и др.;
  • разработка динамики (наделение персонажей индивидуальными чертами, мимикой, эмоциями и т. д.);
  • рендер проектов.

Зарплата и востребованность 3D-дженералиста

Перейдем к популярному вопросу: сколько получает 3D-дженералист? В связи с тем, что профессия новая, в ней еще не появилось какого-то среднего показателя заработной платы. Более того, конкретная профессия 3D-дженералист редко встречается на сайтах с вакансиями. Тем не менее сказать, что востребованность 3D-дженералиста низкая или даже средняя, нельзя.

Так как 3D-дженералист обладает знаниями и навыками других смежных профессий, из которых состоит его работа, он может устроиться по любому из 3D-направлений. Более того, наличие дополнительных навыков наверняка положительно скажется на том, какая будет зарплата у 3D-дженералиста, и позволит работодателю дать специалисту больше работы. Именно так и возникла профессия 🙂

Вернемся к вопросу о том, сколько зарабатывает 3D-дженералист. На самом популярном сайте (в России) по поиску вакансий HeadHunter обнаружено всего несколько объявлений от работодателей, и лишь в одном из них указана заработная плата — от 100 000 рублей. Это высокий показатель, который полностью соответствует такой обширной и нелегкой деятельности. Ссылка на страницу поиска HeadHunter.

Пример заработной платы 3D-дженералиста

Где найти работу

Где искать вакансии 3D-дженералиста:

  • вакансии на Render.ru;
  • вакансии на 3ddd;
  • вакансии в геймдеве на InGame Job;
  • паблик ВКонтакте «3D CG GameDev Вакансии»;
  • паблик ВКонтакте «Все о 3D графике», в котором иногда публикуются вакансии;
  • HeadHunter;
  • Rabota.ru;
  • Avito Работа;
  • Карьерист.ру;
  • Зарплата.ру.

Также найти работу 3D-дженералисту можно на фрилансе, выполняя заказы для различных проектов:

  • FL.ru;
  • Weblancer;
  • Freelance.ru;
  • Freelancehunt;
  • Work-zilla.

Напомним, что необязательно искать работу именно на позицию 3D-дженералиста. Можно устроиться на должность 3D-аниматора, 3D-моделера, лайтера, художника по текстурам, концепт-художника, VFX-дизайнера, шейдинг-художника, риггера и по прочим 3D-направлениям.

Как стать 3D-дженералистом

Путь становления 3D-дженералиста зависит от того, на каком этапе Вы сейчас находитесь. Если опыт работы в 3D есть, то останется лишь научиться другим направлениям в этой деятельности и, желательно, получить опыт работы хотя в одной из них.

Например, 3D-аниматор захотел стать дженералистом и прошел соответствующее обучение. Если найти работу на 3D-дженералиста не получается (в случае с примером), следует идти в любое другое направление, кроме анимации. Выбрав тот же VFX, специалист уже будет иметь опыт работы в двух крайне разных сферах 3D (с учетом предыдущего опыта в анимации).

Если вы решили войти в профессию без опыта в 3D, то после окончания обучения (либо во время него) следует поработать ассистентом в каждом направлении. После этого можно устроиться на 3D-дженералиста в случае наличия вакансий. Если же их нет, можно работать на другой смежной должности с расширенными обязанностями.

Возможна ситуация, когда необходимость в 3D-дженералисте становится очевидной только при наличии соответствующего специалиста. Приведем пример. Есть небольшая игровая студия, в которой несколько сотрудников отвечают за 3D. Один из них увольняется (допустим, риггер), и наиболее опытный из оставшихся (пусть будет аниматор) предлагает взять на себя обязанности ушедшего специалиста. Он успешно справляется с работой и аниматора, и риггера. После такого руководящим должностям студии становится понятно, что содержать одного 3D-дженералиста гораздо выгоднее, чем нескольких узкоспециализированных должностей. Вот и появляется необходимость в дженералисте!

В общем, если вы уже работаете в 3D, попробуйте поговорить с руководством и получить дополнительные обязанности из других сфер. Естественно, предварительно обучившись!

Обучение на 3D-дженералиста

Сфера 3D разрастается с невероятной скоростью, поэтому неудивительно, что в нее можно войти, обучившись в вузе, на курсах или самостоятельно. Ну а лучше всего совмещать различные варианты изучения как профессии, так и трехмерной деятельности в целом.

Высшие учебные заведения

В высших учебных заведениях России можно получить образование 3D-дженералиста. Несмотря на то что такого профиля нет, существует множество смежных направлений обучения, которые дадут знания и навыки работы в 3D.

Посмотреть обучающие программы (бакалавриат и специалитет, магистратура, СПО), вузы и колледжи можно на этой странице портала PostupiOnline.

ВУЗы для 3D-дженералиста

Несколько подходящих профилей с указанием вузов:

  • «Анимация и иллюстрация» (НИУ ВШЭ — Пермь, КГУ);
  • «3D-моделирование для компьютерных игр и анимация» (НИУ ВШЭ, МИДиС);
  • «Дизайн. CGI и визуальные эффекты: визуальные эффекты» (НИУ ВШЭ);
  • «Анимация и графика компьютерных игр» (МАГУ, БГПУ им. Акмуллы).

Онлайн-курсы

Онлайн-школы быстро подстроились под ситуацию и составили программы обучения непосредственно для будущих 3D-дженералистов. И это классно, ведь пройдя такой курс, получаешь именно те знания и навыки, которые нужны для профессии. В случае с такой комплексной и широкопрофильной деятельностью это важно.

На всех онлайн-курсах есть обратная связь от опытных и уже состоявшихся специалистов. Без этого в 3D трудно учиться и развиваться, потому что новички часто допускают распространенные ошибки и даже неправильно выстраивают принцип работы. На наш взгляд, это существенный плюс курсов по сравнению с самообучением.

Также у курсов есть преимущество перед вузами. Оно заключается в том, что ученик получает только нужные знания и навыки, без сторонних. Таким образом, он существенно сэкономит на времени обучения, в то время как в вузах придется пробыть примерно 3 года.

Популярные курсы для 3D-дженералистов:

1. Программа обучения «Профессия 3D-дженералист» от Skillbox.

1. Программа обучения «Профессия 3D-дженералист» от Skillbox.

Обширный онлайн-курс от популярной платформы Skillbox, которая доступна не только в России, но и в других близлежащих странах. Программа состоит из процедурного обучения 3D: начиная от создания концепции и заканчивая анимированием, выставлением света, созданием эффектов.

Программа разработана для новичков в 3D; начинающих иллюстраторов; графических и веб-дизайнеров; начинающих 3D-дизайнеров и профессионалов, которые хотят стать дженералистами. В процессе обучения есть возможность присоединиться к практической лаборатории по разработке игр. Ну а если обучение не понравится, можно вернуть деньги за оставшиеся занятия.

Цель курса в том, чтобы подготовить квалифицированного специалиста, поэтому неудивительно, что программа длится 24 месяца. За время обучения студент сделает 8 крупных проектов, которые попадут в портфолио. Skillbox настолько уверен в трудоустройстве своих учеников, что обещает вернуть деньги в противном случае. Есть рассрочка на 31 месяц.

Ссылка на курс и подробная информация: https://skillbox.ru/course/3d-generalist.

2. Курс «3D-дженералист» от XYZ School.

2. Курс «3D-дженералист» от XYZ School.

Онлайн-школа XYZ School специализируется на обучении профессиям, связанным с геймдевом. В ней особенный упор именно на разработку игр, поэтому, если вы хотели стать разработчиком видеоигр, XYZ School отлично подойдет.

Программа составлена для обучения с нуля, а также для новичков в 3D; начинающих иллюстраторов; графических и веб-дизайнеров; начинающих 3D-специалистов; дизайнеров интерьеров и других моделеров.

Студента научат моделировать 3D-объекты, разрабатывать окружение, анимировать персонажей, создавать спецэффекты, работать с текстурами и материалами. В процессе обучения студент разработает несколько проектов для портфолио и практики. Также онлайн-школа выдает подборку мастер-классов, которая поможет при трудоустройстве. Есть рассрочка на 24 месяца.

Ссылка на курс и подробная информация: https://www.school-xyz.com/3d-dzheneralist.

3. Курс «3D моделирование для начинающих» от Skillbox.

4. Курс «3D моделирование для начинающих» от Skillbox.

Программа по 3D-моделированию, которая входит в число навыков 3D-дженералиста. Курс разработан для новичков, а также для веб-дизайнеров, графических дизайнеров и архитекторов, которые хотят сменить деятельность.

Студента научат разбираться в специфике работы 3D-моделлера, подбирать референсы, создавать объемные модели для игр и кино, дорабатывать чужие модели, работать с фактурой и цветом. Более того, на курсе изучаются основы анимации и реалистичного рендера. При желании ученик может попасть в практическую лабораторию по созданию видеоигр.

Обучение длится 5 месяцев. По его итогу в портфолио студента окажется 6 завершенных проектов. Есть рассрочка на 24 месяца. В качестве основного софта обучения используется Autodesk Maya 2.0.

Ссылка на курс и подробная информация: https://skillbox.ru/course/3d.

4. Расширенный курс “3D-дженералист” от Нетологии.

Расширенный курс “3D-дженералист” от Нетологии

Программа обучения от онлайн-школы Нетология, которая демонстрирует наивысший процент довольных учеников по сравнению с другими образовательными платформами. Курс подойдет новичкам без опыта, начинающим 3D-художникам, 2D-художникам, разработчикам игр.

Расширенный курс обучает всему, что может понадобиться универсальному 3D-специалисту: моделированию объектов, скульптингу, эффектам, текстурам, анимации, рендерингу, постобработке. Программа сделана с упором на практику, за время обучения студент создаст 9 проектов для портфолио.

Курс идет 14 месяцев. Есть рассрочка до 24 месяцев.

Ссылка на курс и подробная информация: https://netology.ru/programs/3d-generalist.

5. Курс «3D developer» от Timart School.

5. Курс «3D developer» от Timart School.

Программа для будущих 3D-разработчиков игр, что входит в обязанности 3D-дженералиста при выборе сферы видеоигр. Онлайн-школа Timart School специализируется именно на геймдеве.

Курс подойдет новичкам, дизайнерам, 2D-художникам. Студента научат создавать игровые локации и окружение, разрабатывать ассеты, создавать 3D-персонажей и основам анимации трехмерных объектов. Обучение длится 3 месяца. Доступ к программе обучения оплачивается по трехмесячной подписке.

Ссылка на курс и подробная информация: https://course3d.ru/3developer.

Самостоятельное обучение

Бесплатный способ обучения для 3D-дженералиста — это самообразование. Оно заключается в поиске материалов для обучения и в их самостоятельном изучении. При таком подходе есть вероятность пострадать от некачественного материала или отсутствия грамотной структуры. Тем не менее среди состоявшихся 3D-специалистов есть немало тех, кто либо начал обучение с самостоятельного варианта, либо и вовсе использовал только его.

Самообразование в 3D подразумевает изучение всех аспектов работы дженералиста. Желательно учиться каждой внутренней профессии по очереди, дабы не смешивать все в голове. Обычно начинают с 3D-моделирования, концепт-дизайна или 3D-анимации. Стартовать с работы над светом, спецэффектами и с риггер-направления не рекомендуется.

Так как вся работа дженералиста проходит в различных 3D программах, изучив их и научившись работать с ними, можно освоить базовые навыки в профессии. Ну а выбор конкретного программного обеспечения зависит от цели и направления в 3D.

Наша редакция собрала несколько материалов, которые помогут в процессе самостоятельного обучения, и разделила их на блоки.

Концепт-арт:

  • бесплатный онлайн-курс по созданию стилизованного концепт-арта от XYZ School;
  • видеокурс по концепт-арту на YouTube-канале ConceptArt.

Autodesk Maya:

  • видеокурс по базовому концепт-арту от YouTube-канала Autodesk Maya;
  • мини-курс по Autodesk Maya для начинающих на YouTube-канале videosmile;
  • иллюстрированный самоучитель по Maya.

Blender:

  • бесплатный онлайн-курс по программе Blender от XYZ School;
  • плейлист «Blender для новичков» на YouTube-канале videosmile;
  • огромный плейлист с различными уроками в Blender на YouTube-канале Denis Kozhar.

Houdini:

  • бесплатный курс по Houdini от XYZ School;
  • плейлист «Начальный уровень Houdini» на YouTube-канале Houldini по-русски.

ZBrush:

  • бесплатный онлайн-курс по ZBrush от XYZ School;
  • плейлист по обучению ZBrush на YouTube-канале Denis Kozhar.

Cinema4D

  • мини-курс по Cinema 4D для новичков на YouTube-канале videosmile;
  • бесплатные уроки от Skillbox по Cinema 4D.

3D-моделирование и 3D-анимация:

  • бесплатный онлайн-курс по 3D-моделированию от XYZ School;
  • бесплатный мини-курс по 3D-анимации от animationschool.

Разные обучающие материалы:

  • обучающий блог на 3dradar с различными уроками;
  • бесплатные уроки от различных преподавателей и ресурсов в блоге Render.ru.

Как видно, в интернете огромное количество материалов по 3D. Чтобы не запутаться в них, следуйте простой инструкции:

  1. Выберите направление. Например, 3D-моделлинг.
  2. Узнайте про выбранное направление подробнее, чтобы понять, с каких программ и уроков стоит начать обучение. Например, с Blender.
  3. Доведите свои навыки использования и понимания программы минимум до среднего уровня, а затем переключайтесь на другой софт того же направления. Например, Houdini.
  4. Когда одно направление будет изучено и понятно, следует перейти на другое. Например, на анимацию.
  5. Повторять шаги с первого по четвертый до тех пор, пока все сферы 3D не будут изучены (только не забывайте про необходимость большого объема практики в каждом направлении).

Полезные ссылки

Полезные ссылки и сайты для 3D-дженералиста:

  • крупнейший русскоязычный ресурс по компьютерной графике render.ru;
  • паблик «ВКонтакте» «Все о 3D»;
  • сообщество по трехмерной графике на DTF;
  • сайт 3dradar, посвященный 3D во всех его проявлениях;
  • клуб аниматоров, представляющий собой и сайт, и форум;
  • форум 3ddd.ru, посвященный 3D, но чаще всего речь идет о дизайне и строительстве, что не входит в сферу работы дженералиста.

Профессия 3D-дженералиста по-настоящему объемна, из-за чего кажется сложной. Мы не будем лукавить и подтвердим, что так оно и есть. Но приложенные усилия во время обучения наверняка будут стоить того, ведь с навыками дженералиста вы сможете найти себя в любом направлении, касающемся 3D.

Эта профессия является эдаким своеобразным мастер-ключом к миру 3D, который открывает все двери. Так что если заинтересовались профессией, не останавливайтесь на этом!

Есть замечания по обзору или вопросы? Используйте блок комментариев, мы с интересом их читаем и рады каждому 🙂

Видео по теме

Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.
Уважаемый посетитель, если Вы не согласны с какой-либо информацией в статье, или нашли ошибку (неточность), то перейдите пожалуйста на страницу контроля качества информации и свяжитесь с нами.
Оцените статью
Обзоры онлайн-профессий