Приветствуем дорогих посетителей сайта Professii-Online. В этот раз мы расскажем о творческой профессии, основанной на рисовании — о деятельности 2D-художника.
Эта статья — подробный обзор профессии 2D-художника. В ней упорядочена вся полезная информация о работе, а именно: деятельность художника двумерных изображений, зарплата 2D-художника, необходимые навыки, перечень плюсов и минусов, становление специалистом, курсы 2D-художников и другие способы обучения. В конце можно найти несколько примеров качественного 2D рисунка, ссылки на интересные материалы и подведение итогов.
Что делает 2D-художник
Объяснить работу 2D-художника очень просто — он рисует всевозможные изображения и иллюстрации. Приставка «2D» обозначает двумерность, которая состоит из длины и ширины, и представляет собой плоскость. Можно было обозначить профессию просто как «художник», но обозначение «2D» конкретизирует деятельность и отделяет ее от 3D-сферы. Ну а 3D-специалист создает объемные модели, которые можно посмотреть со всех сторон.
Двумерные иллюстрации необходимы в различных сферах: реклама, комиксы, геймдев (разработка игр), графический дизайн, киноиндустрия, мультипликация, книги. При этом внутри определенного направления есть дополнительные. Так художник 2D игр может рисовать окружение, уровни, героев, интерфейс и прочее. Чаще всего 2D-художники рисуют двумерные объекты для трехмерных игр. Например, сама игра в 3D, но в ней есть много плоских элементов, будь то внутриигровые картины, загрузочные экраны, иконки персонажей и прочее.
Важно понимать, что в большинстве проектов такой специалист не придумывает что-либо с нуля. Поэтому он часто взаимодействует с другими специалистами, будь то дизайнеры, сценаристы или аниматоры.
Многие новички думают, что профессия дает возможность выражать свой стиль рисования, но это не так. У 2D-художника всегда будет техническое задание (хотя бы устное) и требования к соблюдению общего стиля проекта. Ведь если стиль работы специалиста не будет подходить под общий, то рисунок будет смотреться неестественно и выделяться.
Тем не менее, опытные 2D-художники советуют найти свой уникальный стиль, используя его в некоммерческих работах. Так можно и зарабатывать, придерживаясь технического задания, и развивать собственное видение в свободное время.
В некоторых студиях и компаниях разработаны собственные пайплайны (список действий), которые представляют собой пошаговую инструкцию для создания всех изображений. В таком случае специалист должен следовать пайплайну, что, безусловно, сковывает его действия, но зато гарантированно сохраняет единый стиль. К тому же, поэтапная инструкция значительно упрощает рабочий процесс, но делает его монотонным.
Рисование — главный навык художника двумерных изображений.
Поэтому обязательно:
- знать анатомию человека и животных;
- верно оценивать пропорции;
- выбирать подходящие ракурсы;
- грамотно показывать свет и тени;
- грамотно выбирать цвета;
- выстраивать перспективу;
- иметь развитую фантазию.
Несмотря на то, что иллюстрации, казалось бы, не играют ключевую роль в таких проектах, как игры или кино, они все равно очень важны. Тот же загрузочный экран или рамка с персонажем добавляют необходимую атмосферы и могут либо заинтересовать, либо оттолкнуть игрока.
Есть и проекты, где от двумерных рисунков зависит очень многое. Если вновь использовать сравнение из игровой индустрии, то можно вспомнить про 2D-платформеры или карточные игры, где все карты нарисованы 2D-художниками. В той же рекламе, комиксах и открытках успех продукта полностью зависит от изображений. Посудите сами, ведь никто не купит комикс с некачественными картинками, и никто не запомнит непримечательный билборд.
Хорошая работа 2D-художника привлекает внимание и может рассказать целую историю. Именно поэтому специалисты с впечатляющим портфолио никогда не остаются без заказов.
Дополнение: профессия очень схожа с другими, которые связаны с двумерными изображениями. Например, с концепт-художником. Поэтому можно без особого труда менять направление. Но стоит учитывать и важные отличия: концепт-арты редко попадают в конечный продукт, а работы 2D-художника полностью завершенные и отполированные, ибо играют большую (или не очень) роль в итоговом проекте.
Работа 2D-художником
Художник двумерных объектов может работать в студии или на себя, выполняя заказы на фрилансе. В обоих случаях работы много для профессионалов, и проблематично найти хорошо оплачиваемую работу для новичков.
Большинство сформировавшихся специалистов начинали именно с фриланса, а затем через-год другой находили постоянную работу. В таком сценарии отдельные проекты очень полезны, так как не ограничивают специалиста одним направлением и стилем. На одном заказе ищут 2D-художника по персонажам, на другом дают простенькую работу по отрисовке второстепенных элементов.
Многие опытные 2D-художники утверждают, что работа во фрилансе всегда интереснее и свободнее по сравнению с деятельностью в студии. Ведь если заказчик готов доверить создание изображения на аутсорс, то скорее всего он не против небольших дополнений от исполнителя, будь то изменение цвета волос персонажа или смена его одежды. В компаниях и студиях такой свободы обычно нет.
В то же время, фриланс подразумевает постоянное общение с заказчиком, и далеко не всегда попадаются люди, которые знают, чего хотят, и хотя бы поверхностно разбираются в теме. Зачастую приходится спорить или объяснять простые для 2D-художника вещи, а также вносить множество правок.
Мы не утверждаем, что работа в компании или студии избавит от правок, но из-за более конкретной постановки задач, пайплайнов и третьих лиц между специалистом и заказчиком, деятельность проходит более профессионально. Это относится к местам, где берут сторонние заказы и распределяют их по специалистам, либо разрабатывают всю визуальную часть для какого-либо проекта.
В крупных компаниях, например, в студии по разработке игр AAA-класса (коммерческие проекты с огромным бюджетом) есть свои штатные художники, в том числе отвечающие за двумерные изображения. На наш взгляд это лучший вариант для работы 2D-художника. Здесь деятельность зависит не от заказов, а создается один цельный проект вместе со всеми вовлеченными. Интересно и выгодно! Так что, есть куда стремиться.
Зарплата и востребованность
То, сколько зарабатывает 2D-художник, зависит от места работы и опыта специалиста. В целом оплата выше среднего, особенно для специалистов со средними или продвинутыми навыками в профессии.
Как и всегда, сначала ознакомимся со статистикой, собранной на сайте Trud Россия. Следует понимать, что вакансий по этой профессии здесь очень мало (всего 84 на момент написания статьи), поэтому воспринимать данные следует очень приблизительно.
График заработной платы с сайта Trud:
Ссылка на источник: https://russia.trud.com/salary/692/78022.html
Средняя заработная плата по данным Trud составляет 54 тысячи рублей в месяц.
Перейдем на портал с более достоверными данными из-за большей выборки — на HeadHunter. На нем есть 314 вакансий (на момент написания статьи) для 2D-художников. Это откровенно низкий показатель, так как другие профессии имеют от тысячи вакансий и более. Тем более на HeadHunter часто повторяются одни и те же объявления, поэтому фактическое количество уникальных вакансий по работе может быть еще меньше.
Отвлекаясь на тему востребованности 2D-художников, важно понимать, что проблемы с поиском работы могут быть только у начинающих специалистов без глубоких навыков. Если же вы прошли качественный онлайн-курс или научились сами, а также можете похвастаться впечатляющими проектами в портфолио, то заказы на фрилансе и место в студии найти будет намного легче. Ну а опытные специалисты вообще не имеют проблем с трудоустройством или поиском заказов.
Вернемся к заработной плате в вакансиях на HeadHunter.
Вот несколько скриншотов-примеров:
Как видно, даже художник простых объектов и иконок (casual) получает от 55 до 70 тысяч рублей в Санкт-Петербурге. Средняя заработная плата по России составляет примерно 75 тысяч рублей в месяц, а опытные художники получают от 100 тысяч и более.
Ознакомиться с вакансиями на HeadHunter можно по ссылке: https://hh.ru/search/vacancy?area=&fromSearchLine=true&st=searchVacancy&text=2d+художник
В отличие от России и большинства постсоветских стран (пожалуй, положительно выделяется только Украина), в Америке профессия 2D-художника намного востребованнее. Это объясняется большим количеством проектов, в которых нужна работа такого специалиста. Из-за количества проектов и разницы в экономике, художники двумерных изображений в Соединенных Штатах Америки получают намного больше, чем в России.
Для получения наиболее достоверных данных мы взяли информацию из трех популярных источников.
По данным Glassdoor средняя оплата составляет 71 200 долларов США в год.
Сайт для поиска работы в Америке ZipRecruiter отображает похожую статистику (69 100 долларов США в год).
А вот на портале Indeed совсем другие цифры (средняя зарплата составляет 49 тысяч долларов США в год).
Даже если взять самый низкий показатель в виде 49 тысяч долларов США в год, после конвертации в рубли получится 3 миллиона 800 тысяч рублей за 12 месяцев. В один месяц это составит 317 тысяч рублей. Даже по сравнению с высокими зарплатами в России по типу 130-150 тысяч рублей в месяц, в Америке за тот же период платят более чем в 2 раза больше.
Навыки и обязанности
Так как вся деятельность 2D-художника состоит из рисования, то в целом навыки и обязанности схожи в большинстве вакансий. Различие обычно в направлении работы. Например, где-то нужен специалист по рисованию персонажей, а где-то художник комиксов.
Список основных требований:
- создание 2D графики: объекты в изометрии, декор, персонажи люди и животные, окружение, иллюстрации;
- соблюдение и поддержание сформировавшейся стилистики;
- владение Photoshop (Corel Draw и/или Adobe Illustrator) на профессиональном уровне;
- отличное чувство композиции, формы, освещения и цвета;
- свободное владение графическим планшетом и его наличие;
- прорисовка скетчей (концептов) в высоком разрешении;
- отрисовка бэков;
- работа как с растровой, так и с векторной графикой.
В редких случаях нужно уметь работать с 3D-редакторами и Adobe After Effects. И тому, и другому, учат на месте, так как трехмерное пространство и анимация не входят в стандартные обязанности 2D-художника.
Плюсы и минусы профессии
Идеальной работы, которая бы подходила каждому, не существует. Как определить, подходит ли профессия? Узнать о главных достоинствах и недостатках, и понять собственное отношение к ним. Если минусы не кажутся большой проблемой, а плюсы очень привлекают, то стоит как минимум попробовать себя в этом деле!
Список достоинств:
- хороший специалист всегда получает стабильный поток заказов;
- зарплата 2D-художников начиная со среднего уровня довольно высока;
- есть возможность пробовать себя в различных направлениях (персонажи, локации, уровни, комиксы, книги, мультипликация и т.д.);
- легко переходить в смежные сферы деятельности;
- при среднем знании английского языка можно работать с иностранными заказчиками или вообще за границей (больше работы и выгоднее).
Перечень недостатков:
- 2D-художнику без опыта, портфолио и профильного образования трудно найти работу в России;
- нужно следовать заданному стилю;
- некоторые окружающие не будут воспринимать деятельность художника серьезно, определяя ее словами “ты просто рисуешь”;
- очень высокий уровень конкуренции среди новичков;
- обязательно постоянно развиваться и осваивать что-то новое по профессии;
- могут возникать творческие разногласия с другими специалистами;
- временами попадаются заказчики, которые не знают, чего хотят;
- проект может отправляться на доработку несколько раз;
- высокий порог входа в профессию, так как нужно либо уметь рисовать, либо учиться этому (что трудно и долго).
Не стоит делать выводы по количеству минусов. Мы рекомендуем задуматься о каждом пункте, “примерив” профессию на себя.
Поиск работы
Вакансии для 2D-художника можно найти на самом популярном сайте по поиску работы в России — HeadHunter. Также немного объявлений есть на Trud.
Так как профессия включает в себя и проектную работу, то нужно знать о фриланс-порталах. В частности, это Kwork, FreeLance, FL, Weblancer, Freelancejob.
Устроиться на хорошую работу или взять высокооплачиваемый проект можно даже без большого опыта работы. Здесь очень важно портфолио 2D-художника, которое говорит о профессионализме специалиста.
Человек может иметь опыт работы в десятке компаний, но со слабым портфолио на престижную работу устроиться будет трудно. А художник с 1-2 предыдущими местами работы, но с превосходным портфолио, имеет высокие шансы получить достойную должность. Поэтому мы советуем с самого начала работать над собственным портфолио, временами добавляя туда некоммерческие проекты в уникальном стиле.
Как стать 2D-художником
Редакция нашего сайта всегда старается быть откровенной с читателями, поэтому перед обучающим блоком сразу предупредим, что крайне желательно иметь хотя бы любительские навыки рисования, иначе освоить профессию будет очень сложно. На работу же вообще берут людей из среды академических художников или тех, кто прошел качественную программу обучения.
Еще есть вариант научиться всему самостоятельно, но и он будет неэффективен при полном отсутствии профильного образования. Даже пара-тройка лет за плечами в художественной школе существенно облегчат обучение.
На самом деле план того, как стать 2D-художником, звучит очень просто — нужно просто научиться рисовать на графическом планшете и всегда совершенствоваться. Если вы учились, часто изображая персонажей, то сначала проверьте себя, попробовав нарисовать разных людей и животных, придать им всевозможные позы, отобразить реалистичные эмоции на лице, добавить свет, тени и экспозицию. Когда одно направление будет освоено, то следует переходить к другому, и так одно за другим.
Лучшее обучение — это практика. Поэтому сразу после освоения хотя бы одного направления стоит начать искать работу и откликаться на фриланс-заказы. Даже если тема будет не ваша, все равно возьмитесь за работу, выложившись на максимум. В таких ситуациях важнее всего правильно рассчитывать время выполнения, ведь если это что-то новое, то понадобится намного больше ресурсов и времени.
Когда знаний и практики будет усвоено достаточно для рисования в разных стилях, начните откликаться на вакансии и больше времени уделите фрилансу. Пока вы будете в поиске работы, рисуйте на фрилансе. Для реального опыта работы и портфолио в первые месяцы можно выполнять заказы буквально за копейки. Вам может повести, и за впечатляющую работу на фрилансе поступит предложение занять место в штате студии или компании.
Набравшись опыта и став специалистом среднего уровня, вы можете сконцентрироваться на одном из типов работы (фриланс или в студии), либо совмещать дальше. Здесь важно попробовать оба варианта и не упускать возможности получить бесценный опыт, чтобы потом иметь свободу выбора.
Обучение на 2D-художника
Как уже упоминалось выше, обучение на 2D-художника может быть в учебном заведении, на онлайн-курсах или полностью самостоятельно. Лучше всего совмещать способы, получая знания из всевозможных источников.
Учебные заведения
Начать учиться на 2D-художника можно с раннего возраста, посещая художественную школу. Она будет отличным подспорьем для дальнейшего развития в этой сфере и существенно облегчит будущее обучение.
Если говорить о высшем образовании, то его можно получить во многих ВУЗах России. Несмотря на то, что специальности “2D-художник” не будет, всему, что связано с профессией, можно обучиться на таких направлениях как “Художник-иллюстратор”, “Художник-мультипликатор”, “Художник” (копиист, карикатурист, график и т.д.).
Все программы обучения в ВУЗах по смешным профессиям можете посмотреть на сайте Postupi.Online:
- Художник-иллюстратор: https://postupi.online/professiya/hudozhnik-illyustrator/;
- Художник-мультипликатор: https://postupi.online/professiya/hudozhnik-multiplikator/;
- Художник: https://postupi.online/professiya/hudozhnik/.
Лучшими высшими учебными заведениями для 2D-художника считаются следующие: Московский Политех, МГХПА им. С. Г. Строганова, РТУ МИРЭА, СПбГИКиТ, ТГИК.
Онлайн-курсы
Прекрасный современный вариант обучиться профессии — это онлайн-курсы. На них всему учат удаленно по интернету. Ученик может либо присутствовать на онлайн-занятиях, либо смотреть их в записи. Это очень удобно и позволяет выстроить собственный гибкий график.
Качественные онлайн-курсы (а в этом разделе будут перечислены только такие) могут похвастаться эффективным взаимодействием обучающего с обучающимся. Любой ученик может связаться с преподавателем или ментором, задав ему вопросы или попросив совет.
Все современные онлайн-курсы включают в себя не только теорию, но и практику. Причем практики больше, потому что для усвоения знаний и навыков она важнее.
Некоторые программы обучения предлагают студентам варианты для стажировки или устройства на работу. Как минимум будет консультация и помощь в составлении резюме.
Список онлайн-курсов по профессии:
1. Образовательная программа “Скетчинг” от XYZ School.
С рисования скетчей начинается карьера любого художника, и именно благодаря этой программе от XYZ School можно получить надежный фундамент. Курс идет 4 месяца и включает в себя индивидуальную проверку домашних заданий, а также стримы от ментора.
Ссылка на обучающую программу и дополнительная информация: https://www.school-xyz.com/sketching
Приятный бонус! Специально для посетителей нашего сайта онлайн-школа XYZ предоставила эксклюзивный промокод PROFONLINE, который дает скидку 10% на все курсы школы, к тому же скидка суммируется с остальными акциями онлайн-школы. Промокод действует до 30.04.2023.
2. Онлайн курс “Основы иллюстрации” от XYZ School.
Программа обучения, посвященная навыкам создания цифровых рисунков и иллюстрации, направленная на индустрию разработки игр. Длительность составляет 6 месяцев, из которых один уходит на дополнительную проверку домашних заданий.
Ссылка на обучающую программу и подробная информация: https://www.school-xyz.com/osnovy-illyustracii
Мы рекомендуем выбрать именно курсы от XYZ School в случае, если вы хотите работать 2D-художником в игровой индустрии. Эта школа специализируется на геймдеве, поэтому в ней великолепно обучают многому, что связано с разработкой игр.
3. Программа обучения “Профессия 2D-художник” от Skillbox.
Образовательный курс длительностью 12 месяцев. За это время студент с нуля освоит компьютерную графику, научившись рисовать в различных направлениях. Программа подстроена под игровую и кино индустрию.
Ссылка на онлайн-курс и детальная информация: https://skillbox.ru/course/profession-2d-artist/
4. Обучающая программа “2D PRO” от Skillbox.
Онлайн-курс, ориентированный на людей из смежных сфер, например, на графических и веб дизайнеров, а также на художников, которые хотят освоить CG (computer graphics). Обучение займет 4 курса.
Ссылка на образовательную программу и подробная информация: https://skillbox.ru/course/2d-pro/
Самообразование
Эта профессия отлично подходит для самостоятельного обучения. Можно научиться рисовать своими силами, а затем пройти курсы. Также есть вариант полностью сконцентрироваться на самообразовании, но это будет нелегко.
Отметим, что вне зависимости от того, какой способ изучения профессии вы выбрали, самообучаться нужно постоянно. В рисовании часто возникают новые тенденции и техники, поэтому всегда нужно держать руку на пульсе и уметь делать так, как диктует время.
Вместе с тем, что самообразование — это самый дешевый метод обучения, данный способ требует других важных ресурсов вместо денег. В частности, нужно отдать много энергии и времени, уметь составлять план обучения и следовать ему, а также искать материалы для самообучения.
Мы рекомендуем заняться самообразованием только дисциплинированным и усидчивым людям, которые не просто смогут потратить столько времени, сколько нужно, но и будут увлечены процессом. Многие люди теряют интерес при таком способе изучения профессии, поэтому таким людям мы советуем онлайн-курсы.
Ссылки на некоторые материалы для самостоятельного обучения:
- Отличная статья о том, как научиться рисовать;
- Канал YouTube с говорящим названием “Как нарисовать”;
- Полезная статья о том, как рисовать 2D-графику;
- Огромное количество туториалов по рисованию (на русском и английском языке);
- Лекция о том, как нарисовать 2D платформер;
- Небольшой видеоурок по рисованию 2D-игр;
- Видеоурок о первых шагах в рисовании;
- Видео на YouTube о том, как рисовать 2D-графику с нуля;
- Видеоурок о рисовании в Фотошопе для начинающих;
- Список книг по рисованию.
Примеры работ и полезные ссылки
Несколько различных примеров качественных работ 2D-художника:
- Арт художницы Марии Ярцевой;
- Загрузочный экран из игры Dota 2;
- Карта из игры Dragon Age: Origins;
- Рисунок из игры GRIS;
- Арт игры Grand Theft Auto V (GTA V);
- Арт игры Red Dead Redemption 2.
Особенно отметим два последних рисунка, поражающих воображение. Оба были сделаны студией Rockstar Games.
Интересные ссылки на статьи и сайты по теме:
- Сервис SkillShare для обучения и наблюдения за другими, включает в себя полезные советы от состоявшихся специалистов и многое другое;
- Сайт Behance для просмотра чужих работ из области иллюстрации, анимации, фотографии и прочих визуальных сфер;
- Обзор полезных инструментов для 2D-художника;
- Статья “6 шагов к успешному портфолио CG-художника”;
- Статья о том, как дизайнер стал 2D-художником;
- Статья “Работа 2D-художника в мобильном геймдеве”.
Эта творческая профессия требует большой отдачи и трудолюбия, иначе добиться серьезных высот не получится. Впрочем, подобное можно сказать про любую работу, верно?
Если вы рисуете и любите это дело, то мы очень рекомендуем начать обучение на 2D-художника, ибо это самая подходящая профессия. В остальном следует отталкиваться от мнения, которое сформировалось по специальности. Надеемся, что в этом вам помогла наша статья!
И напоследок будьте добры выразить свое мнение о профессии 2D-художника в целом, даже если не планируете ее осваивать. Используйте для этого блок комментариев.
Видео по теме
https://youtu.be/I3EMnN-L5C8
Уважаемый посетитель, если Вы не согласны с какой-либо информацией в статье, или нашли ошибку (неточность), то перейдите пожалуйста на страницу контроля качества информации и свяжитесь с нами.