Геймдизайнер (game designer) : кто такой, чем занимается, сколько получает, где учиться и как им стать

Профессия геймдизайнер

Индустрия видеоигр развивается семимильными шагами, причем не только “вверх”, но и “вширь”. С каждым годом анонсируются и выходят все более впечатляющие проекты, бюджет которых на уровне голливудских блокбастеров. Соответственно, игры привлекают крупных инвесторов и бизнесменов.

В то же время развитие происходит не только в AAA-проектах (Triple A — это игры с крупным бюджетом, рассчитанные на широкую аудиторию), но и в видах игр. За последнее десятилетие огромную популярность обрели мобильные игры, аудитория которых уже превышает количество игроков на компьютерах и консолях.

В связи со всеми этими факторами, (а упомянуты были лишь основные), профессия геймдизайнер очень актуальна. Более того, она останется таковой еще многие десятки лет.

Данная статья посвящена геймдизайну в целом. В ней разобрана сама профессия и направления в ней, работа геймдизайнером, уровень востребованности и заработной платы. Также написано, как можно стать этим специалистом и где получить необходимые навыки со знаниями. Всё это для того, чтобы вы получили полное, — и в то же время, не перегруженное лишними деталями и информацией — представление о профессии.

Геймдизайн и задачи геймдизайнера

Начать следует с понятия геймдизайна. Геймдизайн — это широкий термин, под которым подразумевается процесс создания содержания и формы игрового проекта. Данный процесс может проходить как непосредственно во время работы, так и в голове разработчика (желательно сначала второе, потом первое!).

Дизайн игры — основополагающий ее элемент, который включает в себя: геймплей, сюжет, персонажей, миссии, уровни, интерфейс, правила, расчеты, баланс и многое другое.

Геймдизайн и задачи геймдизайнераТеперь о том, что делает геймдизайнер. Данный специалист отвечает за геймдизайн, а значит, ответственен за форму и содержание игры. Если рассматривать профессию в прямом смысле без ответвлений и подразделений на другие направления, то геймдизайнер — это аналог режиссера из киноиндустрии.

В этом заголовке будет написано именно об этом основном понятии геймдизайнера, которое использует большинство людей из сферы создания игр. О направлениях работы (других понятиях геймдизайна) рассказано в следующем заголовке.

Итак, геймдизайнер — это создатель игры в широком смысле. Он участвует в каждом этапе разработки проекта, начиная от различных идей с концептами, и заканчивая релизом и поддержкой патчами с дополнениями.

Обязательно, чтобы геймдизайнер четко понимал, какая игра должна быть в итоге. Помимо этого, квалифицированный специалист знает, какие инструменты и ресурсы нужны ему для достижения наилучшего результата, и понимает, как их использовать. Речь идет не только о такой очевидной вещи, как бюджет. Главные инструменты — это другие разработчики (художники, сценаристы, дизайнеры уровней, программисты и прочие). Именно геймдизайнер выставляет задачи каждому сотруднику или команде работников, и проверяет сделанное.

Вышесказанное относится именно к ведущему дизайнеру игры. Геймдизайнер не обязательно отвечает за весь проект. Это может быть человек, ответственный за определенную команду разработчиков или элемент игры. И уже такой специалист получает задачи и корректировки от ведущего геймдизайнера.

Геймдизайнер в работе

У крупных игровых разработчиков существует иерархия геймдизайнеров, где во главе находится ведущий и ответственный за весь проект (часто называется режиссером игры). В небольших проектах геймдизайнер может быть и программистом, и художником, и сценаристом в одном лице. Причем он будет не поручать работу по арту/программированию/нарративу другим, а выполнять ее сам. Это объясняет, почему требования к геймдизайнеру такие разные в каждой вакансии.

Так как специальность нельзя назвать четко очерченной, мы хотим, чтобы у читателей было наиболее конкретное понимание профессии. Как это сделать? Перечислить, что делает геймдизайнер.

Основные задачи геймдизайнера (на ведущей должности):

  • Придумать идею и основные положения, корректировать и то, и другое в процессе разработки при необходимости;
  • Составить концепцию;
  • Создать дизайн-документ, в котором выражены все основные составляющие будущего проекта (именно по этому документу издатели, руководители и другие, решают, дать ли игре “зеленый цвет”);
  • Контролировать весь процесс разработки и распределить полномочия;
  • Довести игру до релиза и поддерживать ее после выхода;
  • Продумать игровые механики, геймплей;
  • Заниматься дизайном уровней, миссий;
  • Создавать основные аспекты нарратива.

Чтобы выполнять задачи, ведущий дизайнер должен уметь работать во многом, что поручает другим разработчикам. Например, если геймдизайнер не разбирается в программировании и возможностях игрового движка, то он не сможет продумать основные механики и элементы геймплея. Еще один пример — если у специалиста нет опыта в написании сценариев, персонажей и диалогов, то он не сможет составить план сценария для нарративного дизайнера.

Направления в профессии

Как уже было сказано выше, геймдизайнер — это не только режиссер всей игры. В зависимости от приписки перед названием профессии, у дизайнера могут быть другие обязанности.

Список часто встречающихся профессий, связанных с дизайном игры:

  • Ведущий геймдизайнер. Придумывает идею, контролирует весь процесс, делегирует полномочия, составляет дизайн-документ и “выбивает” бюджет. Широкопрофильный специалист и профессионал своего дела.
  • Дизайнер игровых механик. Программирует проект, составляет конкретные технические задания для других программистов, разрабатывает геймплей и всегда на связи с другими сотрудниками на управляющих должностях.
  • Дизайнер уровней. Разрабатывает уровни, локации и объекты в них.
  • Дизайнер миссий. Зачастую это тот же специалист, что и дизайнер уровней. В задачи входит составление миссий/заданий в игре, и работа над их структурой.
  • Геймдизайнер по нарративу. Пишет сценарии, создает персонажей, прописывает диалоги и прочее. Для большинства разработчиков требуется хотя бы общий сценарий, чтобы приступить к созданию игры. Ведь иначе неизвестно, какая нужна локация, миссии, персонажи и остальное.
  • Технический дизайнер. Работает в различных редакторах, интегрирует и оптимизирует игровой контент, работает с эффектами и анимацией (текстуры, тайминги, интеграция), настраивает всевозможные игровые параметры.
  • Геймдизайнер по контенту. Разрабатывает и внедряет контент в игру. Это могут быть объекты, анимации, эффекты, текстуры, предметы, скины и прочее наполнение проекта.
  • Геймдизайнер по балансу. В основном такой специалист нужен для онлайн-проектов, в которых важна соревновательная составляющая между игроками, и соответственно, баланс.
  • Геймдизайнер по системной оптимизации. Технический разработчик, который отвечает за оптимизацию продукта. Также он может работать над портами игры на другие платформы, но в случае с крупными проектами этим занимается отдельная студия.

Почти всегда слово “геймдизайнер” обозначает руководящую должность в какой-либо сфере. Другими словами, если это геймдизайнер по оптимизации, то в крупной игровой студии у него есть команда из нескольких человек, которыми он управляет, ставит им задачи и работает вместе с ними. Если же это работник в небольшом проекте, то скорее всего, он является главным и единственным человеком, ответственным за оптимизацию.

Работа геймдизайнером

Что из себя представляет работа геймдизайнером Работа на позиции геймдизайнера, в каком бы направлении она ни была, может быть как в офисе, так и удаленной. Если это работа в офисе, то джуниоры (младшие геймдизайнеры) обычно имеют рабочее место в коворкинге. Сотрудники с должностями повыше находятся в отдельных кабинетах.

Удаленно можно работать как штатно, так и проектами. Среди крупных игровых разработчиков популярно нанимать множество сотрудников на аутсорсе, которые работают над одной игрой и не устроены в компанию.

Из последних примеров можно вспомнить Cyberpunk 2077. Над игрой работали более 400 человек из числа сотрудников CD Projekt RED (разработчик игры), и столько же на аутсорсе в разные моменты разработки проекта.

Востребованность

Востребованность геймдизайнера одна из самых обсуждаемых тем, касающихся этой профессии. Опытные дизайнеры с высокой квалификацией ценятся здесь, как и везде. Но с middle и junior-разработчиками ситуация хуже.

К сожалению, анализов по востребованности этой профессии проведено не было, поэтому остается делать выводы на собственных суждениях. На чем можно основываться?

Если зайти на самый популярный ресурс с вакансиями HeadHunter, то по запросу “Геймдизайнер” в России будет лишь чуть более 200 вариантов.

Анализ востребованности профессии геймдизайнер

Это небольшой показатель, но важно понимать, что поиск был осуществлен именно по слитному написанию профессии.

По поиску “гейм-дизайнер” есть чуть более 400 вакансий:

Анализ востребованности 2

Это уже лучше, но всё равно не много.

Дойти до показателя в 460 вакансий помогло словосочетание “Game designer”:

Востребованность профессии game designer

Это максимальное число позиций. Все остальные запросы по типу “Gameplay designer” или “Дизайнер игровых механик” вообще выдают 20-30 результатов.

Есть 3 000 вакансий по запросу “Дизайнер уровней”, но большинство из них относятся к дизайну сайтов, веб-приложений, предметов (мебель) и к архитектурной сфере.

Каков итог? Геймдизайнер именно как управляющий проектом или подразделения не очень востребован в России. В Европе и Америке ситуация в разы лучше, потому что там намного больше игровых студий.

Но не все так печально. Можно стать геймдизайнером, найдя вакансию сценариста или программиста какой-либо игры. Называться вакансия будет без приписки “дизайнер”, но во многих случаях обязанности и задачи будут те же, как у нарративного дизайнера (по вакансии сценариста игры) и т.д. в остальных случаях.

Сколько зарабатывает геймдизайнер

Зарплаты геймдизайнера бывают разные. Полученные деньги зависят от квалификации и конкретной должности, а также от проекта, над которым ведется работа.

Джуниоры зарабатывают от 30 тысяч рублей в месяц, и это великолепный способ начать карьеру в геймдеве, чтобы впоследствии стать опытным разработчиком. Максимальная заработная плата новичка может доходить до 50-60 тысяч рублей.

Зарплата джуниора геймдизайнера

Зарплата джуниора геймдизайнера 2

Теперь о том, сколько зарабатывают геймдизайнеры среднего и высокого уровня. Здесь зарплата начинается от 80 тысяч рублей и может доходить вплоть до 225 тысяч рублей в месяц.

Несколько примеров вакансий:

Сколько зарабатывают геймдизайнеры

Сколько зарабатывают геймдизайнеры 2

Заработок геймдизайнера

Чтобы ознакомиться со всеми имеющимися вакансиями, нужно перейти на страницу Хэд Хантер. Проанализировав ее можно сказать, что средняя заработная плата по этой специализации составляет 70-90 тысяч рублей в месяц. Причем это показатель не только по России, но и по странам постсоветского пространства, в том числе.

В Соединенных Штатах Америки геймдизайнеры получают намного больше. По информации сайта ZipRecruiter, видно, что средняя зарплата в Америке — 130 тысяч долларов США в год или 62 доллара в час.

 

При этом вакансий целых 4 000 (информация с того же сайта, со страницы для поиска работы): https://www.ziprecruiter.com/jobs-search?search=Game-Designer&location=USA

Где найти работу

Найти работу можно на известных порталах по поиску вакансий: Trud и HeadHunter. Также можно найти работу на сайте с IT-вакансиями GeekJob, в разделе популярного информационного портала Habr, и на специализированном сайте Talents In Games.

Но существует и не такой тривиальный способ поиска вакансий. Зато этот вариант очень эффективный. Речь идет о посещении сайтов игровых студий. В них всегда есть вкладка с имеющимися вакансиями, и очень часто среди позиций есть должности по геймдизайну. Поэтому мы рекомендуем “пройтись” по таким сайтам, посмотрев актуальные вакансии.

А чтобы не пришлось искать игровые студии самому, вот несколько сайтов отличных компаний-разработчиков:

  • Matreshka Games;
  • Nevosoft;
  • Crazy Panda;
  • Playkot;
  • Кефир;
  • Kosmos;
  • RJ Games;
  • Playrix;
  • MyTona.

Как стать геймдизайнером

Как стать геймдизайнером

Для становления геймдизайнером очень важно понимать, с чего начать путь. Так как эта профессия очень обширная, здесь нельзя составить какой-то план обучения, где сначала нужно изучить одно, потом второе, третье и т.д. Да и что именно изучать зависит от направления.

Наилучший способ стать геймдизайнером — устроиться на работу джуниором. От джуниора не требуется опыта, но необходимо соответствовать требованиям. Ключевые требования включают в себя: разнообразный игровой опыт, аналитический склад ума, грамотный русский язык, знание английского языка на уровне понимания разговора.

Большим плюсом считается опыт создания собственных игр, прохождение профильных курсов, опыт в разработке модов к играм, знание инструментов какого-либо движка (чаще всего Unity или Unreal Engine).

Проработав на позиции junior game designer от года и более, можно стать middle-ом, а через несколько лет и сеньором. Рекомендуется совмещать такую работу с подходящим обучением, и тогда продвижение по карьерной лестнице пройдет быстрее.

Некоторые люди из геймдева советуют устроиться тестировщиками или специалистами службы поддержки, чтобы впоследствии претендовать на должность геймдизайнера (естественно, джуниора). На практике это работает далеко не всегда, так как тестирование, и уж тем более саппорт, не имеют ничего общего с дизайном игр. Тем не менее, у некоторых получалось устроиться на такую должность данным способом. Конечно, работа должна дополняться обучением.

И последний вариант стать геймдизайнером — переквалифицироваться в него из смежной должности. Например, переквалифицироваться из программиста в дизайнера игровых механик, или из сценариста в нарративного дизайнера. Имея множество навыков в создании игры, можно претендовать на должность ведущего геймдизайнера.

Вопрос к читателям: если вы хотите стать геймдизайнером, то каким из вышеперечисленных вариантов воспользуетесь, и почему? Для размещения ответа на нашем сайте используйте блок комментариев внизу страницы.

Где обучиться геймдизайну

Никаких проблем с тем, где пройти обучение на геймдизайнера, не возникнет. Для будущего разработчика доступны все 3 способа обучения: в ВУЗах, на онлайн-курсах, своими силами.

Мы рекомендуем сначала решить, в какой именно сфере хочется работать, и уже на основе этого проходить обучение. Также желательно совмещать типы обучения, не ограничиваясь одним вариантом.

Высшие учебные заведения

Можно получить диплом геймдизайнера в ВУЗе России. Так как обучение проходит несколько лет, это очень эффективный метод.

В высшем учебном заведении обучают именно на геймдизайнера в общем понимании, который придумывает идею, геймплей, вселенную проекта, и отвечает за его успех.

Так как для того, чтобы стать широкопрофильным специалистом, требуются знания в разных сферах, стандартная программа обучения состоит из следующих дисциплин:

  • Технический рисунок;
  • История, технология и классификация компьютерных игр;
  • Дизайн интерфейса в игровой графике;
  • Информационные технологии;
  • Режиссура в игровой графике;
  • Программное обеспечение трехмерной графики для компьютерных игр;
  • Цветоведение и колористика;
  • Технические инновации в графическом дизайне;
  • Компьютерная графика и дизайн;
  • Специальные технологи;
  • Программное обеспечение двухмерной графики для компьютерных игр;
  • Техника графики и принципы современного дизайна;
  • Композиция в графике;
  • Концепт-арт окружения, архитектуры, объектов и персонажей;
  • Пластическая анатомия;
  • Анимация в игровой графике;
  • История культуры;
  • История дизайна, науки и техники;
  • Основы операторского мастерства.

Несколько подходящих программ-обучения:

  • “Гейм-дизайн и виртуальная реальность” в НИУ ВШЭ;
  • “Анимация и графика компьютерных игр” в СПбГУПТД;
  • “Художник анимации и компьютерной графики” в Уральском государственном архитектурно-художественном университете;
  • “Информационные технологии в медиаиндустрии и дизайне” в Московском Политехе;
  • “Компьютерные технологии в дизайне” в университете ИТМО;
  • “Режиссер анимации и компьютерной графики” в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения.

Некоторые из вышеперечисленных специальностей не охватывают все знания и навыки, нужные для профессии. Но пройдя обучение в них, больше половины из необходимого для становления геймдизайнером уже будет усвоено (при усердном обучении). Остальное можно изучить самому или на курсах.

Ознакомиться со всеми программами обучения и ВУЗами можно на странице сайта Postupi online (35 программ и 78 высших учебных заведений).

Онлайн-образование

Онлайн-курсы — один из самых эффективных способов изучения профессии с нуля. После их окончания можно претендовать на хорошую должность в игровой студии. А в большинстве случаев, студенту помогут с трудоустройством.

Рекомендуем 5 качественных онлайн-курсов для обучения на геймдизайнера:

1. Программа обучения Gamedesign от XYZ School.

Программа обучения Gamedesign от XYZ School

Четырехмесячный онлайн-курс, в котором обучают всем навыкам, необходимым для геймдизайнера, начиная от генерирования идей и создания прототипов, заканчивая работой с документацией. Все полученные знания и навыки подойдут как для небольшой инди-игры, так и для Triple-A проекта.

Ссылка на обучающую программу: https://www.school-xyz.com/gamedesign

Для людей, которые хотят с головой окунуться в геймдизайн и понять все аспекты этой непростой профессии, онлайн-курс от XYZ будет самым подходящим способом обучения.

Приятный бонус! Специально для посетителей нашего сайта онлайн-школа XYZ предоставила эксклюзивный промокод PROFONLINE, который дает скидку 10% на все курсы школы, к тому же скидка суммируется с остальными акциями онлайн-школы. Промокод действует до 30.04.2023.

2. Профессия Геймдизайнер с 0 до PRO от Skillbox.

Профессия Геймдизайнер с 0 до PRO

Обширная программа обучения, которая состоит из четырех курсов: геймдизайн, создание игры на движке Unreal Engine, основы разработки игры на Unity, маркетинг в игровой индустрии. После окончания курса у студента будет 5 проектов в портфолио.

Ссылка на программу обучения от Skillboxhttps://skillbox.ru/course/profession-gamedesigner/.

3. Профессия “Геймдизайнер” от Skillbox

Курс профессия геймдизайнер от Skillbox

Курс длительностью 8 месяцев, который включает в себя практические занятия, видеолекции и вебинары. Здесь обучают именно разработке игр на движке Unity.

Ссылка на онлайн-курс от Skillboxhttps://skillbox.ru/course/profession-game-design/.

4. Курс Геймдизайнер от Нетологии.

Курс Геймдизайнер от Нетологии

Девятимесячный курс обучения с нуля. Сам процесс изучения новой профессии проходит в виде вебинаров, практики, видеолекций, и дает возможность консультироваться с экспертами. По окончании программы обучения студент получит удостоверение об окончании обучения.

Ссылка на программу обучение от Нетологииhttps://netology.ru/programs/gamedesigner.

Самостоятельное обучение

Самообразование в этом направлении тоже возможно, но для людей, которые совсем не разбираются в игровой индустрии, данный вариант не рекомендуется.

Дело в том, что при обучении на геймдизайнера в традиционном понимании, нужно иметь множество навыков из разных сфер: уметь писать диалоги, писать код, создавать уровни, писать миссии, придумывать и воспроизводить геймплей, разбираться в технической составляющей и многое другое. Получается, придется искать источники для обучения по всем необходимым составляющим, что само по себе довольно непросто.

Но есть и еще более ощутимый минус — систематизация обучения. В самообучении это отсутствует полностью, и зачастую изучение новых вещей происходит хаотично.

Если же есть хотя бы поверхностное понимание того, чему нужно учиться и в какой последовательности, то самостоятельное обучение вполне сработает. Также это очень действенный метод обучения с уже имеющимися навыками. Так можно подкреплять их и познавать новое.

Несколько ссылок на материалы для самообразования:

  • Информативная статья на Хабре о том, как начать делать игры без опыта;
  • Статья о том, как стать геймдизайнером с нуля;
  • 4 небольших видео (плейлист) о геймдизайне на YouTube;
  • Интервью с геймдизайнером Егором Бондарем (студия 4A Games, разработчик серии игр Metro) о том, как стать геймдизайнером;
  • Открытая лекция Константина Сохова о том, как стать геймдизайнером;
  • Видео на YouTube “Как писателю стать геймдизайнером”.

Книги для геймдизайнеров:

  • “Геймдизайн. Как создать игру, в которую будут играть все”. Джесси Шелл;
  • “Проектирование виртуальных миров. Теория и практика дизайна уровней”. Михаил Кадиков;
  • “Дизайн привычных вещей”. Дональд Норман;
  • “Level Up. Руководство по геймдизайну”. Скотт Роджерс;
  • “Код Кодзимы”. Джейсон Шрейер;
  • “Кровь пот и пиксели”. Джейсон Шрейер.

Ссылки по теме

Интересные ссылки по теме:

  • Группа геймдизайнера Алисы в ВКонтакте;
  • Сайт “Манжеты геймдизайна”, посвященный этой профессии и смежным с ней темам;
  • Портал разработчиков игр Game Dev;
  • Интереснейший YouTube канал GDC по геймдеву;
  • Еще один великолепный канал на YouTube с разбором всего, что касается игр;
  • Сайт с подкастами о том, как делают игры;
  • Подкаст о создании игр.

По нашему мнению, профессия геймдизайнера является самой интересной и разнообразной в индустрии видеоигр. В то же время, у специальности есть очевидные недостатки, такие как невысокий уровень востребованности в русскоязычных странах, и расплывчатые понятия об обязанностях и направлениях работы. В общем, всё довольно противоречиво!

В связи с этим есть вопрос к читателям: какое у Вас сложилось мнение о профессии? Есть желание стать геймдизайнером в общем понимании, или хочется сконцентрироваться на чем-то одном (нарратив, геймплей, оптимизация, уровни т.д.)? Со всеми ответами добро пожаловать в комментарии под статьей!

Видео по теме

Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.
Уважаемый посетитель, если Вы не согласны с какой-либо информацией в статье, или нашли ошибку (неточность), то перейдите пожалуйста на страницу контроля качества информации и свяжитесь с нами.
Оцените статью
Обзоры онлайн-профессий
Добавить комментарий

  1. Илья

    Спасибо огромное за статью! Вы подготовили отличный материал.

    Я определился, что хочу стать геймдизайнером. Начну свой путь со смежных профессий, чтобы понимать тонкости работы в индустрии, в целом.

    QA для входа в Gamedev не рассматриваю. Для начала куплю курсы XYZ и буду шерстить позиции джунов в российских студиях.

    Ответить
    1. Добрый день! Да, вы выбрали отличную стратегию, у вас должно все получится. Выбрали школу XYZ тоже верно, потому что она считается лучшей в России в сфере геймдева. Успехов вам =)

      Ответить